Вопрос: Какие цели, задачи и этапы Всероссийского конкурса «Большая перемена»?
Всероссийский конкурс «Большая перемена» – уникальный проект, цель которого заключается в формировании сообщества школьников с активной жизненной позицией, выявление лидеров, которые не боятся проявлять себя, учиться новому и менять мир к лучшему в своей группе, в школе, в стране.
Задача конкурса состоит в том, чтобы создать условия для развития способностей школьников и активного включения их в деятельность по преобразованию и развитию среды вокруг себя, для совместного творчества и реализации проектов различной направленности.
Продолжительность конкурса: март-июль для обучающихся 5 -7 классов; март-ноябрь для обучающихся 8-10 классов и студентов СПО.
Конкурс проходит в несколько этапов.Этапы конкурса для обучающихся 5-7 классов: регистрация участников, дистанционный этап конкурса; онлайн-собеседование, финал конкурса.
Этапы конкурса для обучающихся 8-10 классов и студентов СПО: регистрация участников; этап «Знакомство»; этап «Командное состязание»; этап «Большая игра», этап «Финальный ход».
Вопрос: В чем заключается роль наставника во Всероссийском конкурсе «Большая перемена»?
Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о Всероссийском конкурсе «Большая перемена», участник конкурса может пригласить по собственному выбору к прохождению испытаний конкурса педагога-наставника из общеобразовательной организации Российской Федерации.
Наставник — очень важная и ответственная роль. На разных этапах конкурса педагог-наставник помогает участнику в поиске нужных источников информации; сам является источником; координирует процесс; поощряет творчество и самостоятельную активность участника; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы участника над проектом; оказывает консультации на различных этанах конкурса
Вопрос: Какую новую тему по физике Вы планируете представить на своем сайте в разделе «Обучение»?
В авторской разработке находятся учебные материалы по теме «Электромагнитные колебания» для 8-го класса.
Вопрос: Какие занятия в системе дополнительного образования Вы посоветуете в качестве поддержки нашего ребенка при изучении предмета «Физика»?
Физико-технические способности школьника необходимо выявлять развивать как можно раньше. Занятия в кружках технического творчества, моделирования, занятия в секциях по решению экспериментальных занимательных задач и задач прикладного характера, участие во внеурочных занятиях по решению задач олимпиадного уровня, участие в проектной, научно-исследовательской работе могут значительно расширить границы познания в области физики, техники, математики, а также в области естественно-научных дисциплин.
Вопрос: Какие педагогические технологии, формы и методы Вы бы рекомендовали в качестве помощи и поддержки школьника при самостоятельном обучении дома?
Формирование базовых знаний по предмету, в первую очередь, должно опираться на требование программы. Ориентиром для школьника является учебник. Дополняют и расширяют теоретические знания учащегося видеоуроки, в том числе видеоуроки с демонстрацией экспериментов и решением задач. Самостоятельное обучение не исключает роли педагога и родителей в процессе обеспечения ребенка источниками научной информации. Считаю, что учебные материалы, представленные на моем сайте в разделе «Обучение», можно успешно использовать для самообразования.
Вопрос: Какие номинации представлены в конкурсе «Ломоносовские чтения»?
В муниципальном конкурсе проектно-исследовательских работ по физике обучающихся общеобразовательных учреждений города Симферополя «Ломоносовские чтения» представлены номинации:
1.Проектно-исследовательские работы.
2.Техническое творчество (модели, макеты, приборы).
Вопрос: Каким критериям должна соответствовать проектная работа учащегося для того, чтобы Вы разместили эту работу на своём сайте?
Проектная работа должна содержать актуальную, познавательную, развивающую информацию по физике и предметам естественно-научного цикла, которая является дополнением к обучающим материалам, представленным на сайте.
Вопрос: Что родителям необходимо знать о ФГОС ООО?
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре основной образовательной программы основного общего образования;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Вопрос: Какие требования устанавливает ФГОС ООО к результатам освоения ООП ООО?
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностные;
- метапредметные;
- предметные.
Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Вопрос: Что включают предметные результаты освоения основной образовательной программы предмета «Физика» согласно ФГОС ООО?
Предмет «Физика» входит в предметную область «Естественно-научные предметы».
Предметные результаты изучения физики должны отражать:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
10) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
11) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.
Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Вопрос: Что включают предметные результаты освоения основной образовательной программы предмета «Физика» (базовый уровень) согласно ФГОС СОО?
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
«Физика» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Вопрос: Что включают предметные результаты освоения основной образовательной программы предмета «Физика» (углубленный уровень) согласно ФГОС СОО?
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
«Физика» (углубленный уровень) — требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Вопрос: Как семья может помочь развивать читательские навыки ребенка дома?
Смысловое чтение — это универсальное учебное действие, позволяющее использовать текстовую информацию физического содержания, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных образовательных задач.
Смысловое чтение формирует:
- умение понимать целостный смысл текста;
- умение структурировать текст;
- умение находить в тексте требуемую информацию;
- умение преобразовывать текст;
- умение интерпретировать текст и другое.
Можно выделить следующие методы и приемы обучения смысловому чтению:
- развитие умения анализировать задание;
- поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в содержание задания;
- умение отвечать устно и письменно на поставленные вопросы;
- составление плана и пересказ текста;
- формулирование простых выводов после прочтения текста;
- преобразование прочитанного текста в таблицу;
- сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией;
- анализ различных видов графической информации;
- объяснение различных ситуаций физического содержания с помощью прочитанного текста;
- умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения;
- нахождение учебной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях, учебных пособиях.